Знамя Майтрейи
2967

Стихи Н.К.Рериха


   Хочу представить вашему вниманию выдержки из доклада Валентина Митрофановича Сидорова с международной конференции в Милане (в 90-х), прошедшей под девизом «Николай Рерих - мост между Западом и Востоком». Доклад называется «Эзотерическая суть поэзии Николая Рериха».
   
   Стихи Н.К. Рериха настолько своеобразны, что их можно считать уникальным явлением не только русской, но, пожалуй, и мировой поэзии. Уникальна сама их судьба. Собранные в небольшой по объему книге «Цветы Мории», они вышли в свет в 1921 году, дабы на долгие годы остаться в безвестности. Лишь в 1972 году в советской периодике появляются первые публикации стихов и становятся реально действующим фактором духовно-культурной жизни России. Стихи, как и картины Н.К., являются художественным воплощением идей и постулатов Учения Агни Йоги.
   
   Истинное своеобразие стихам Рериха придает дыхание восточной мудрости, мудрости, ставшей живой и радостной реальностью всего его творчества. Но это отнюдь не подражание чужим образцам, не стилизация. Это органический сплав духовного мира современного человека с миром высоких мыслей восточной (и прежде всего индийской) культуры. Р. Тагору были очень близки стихи Николая Константиновича.
   
   В Индии существует понятие мантра-йоги. Это йога, основанная на четко осознанной вере в спасительную силу повторяющейся молитвы-заклинания (мантрама), считается наикратчайшим путем к Истине и Богу. Её можно определить как поэзию, органически соединяющую в себе молитву и медитацию. Вершинные проявления мантра-йоги - Веды, Библия, Коран. К этому жанру относятся и стихи Рериха. В них нет никаких украшений или подпорок в виде рифмы. Мысль предельно обнажена, как провод без изоляции. Автор прибегает к методу своеобразного окольцевания стихов. Последнее слово, которое обычно несет смысловую нагрузку, одновременно является заглавием стихотворения, в результате чего оно как бы охвачено неким стальным обручем. Стихи носят подчеркнуто безличностный характер. Авторское «я» здесь отступает на задний план или совсем растворяется в порыве духовной радости. «Публика совершенно не понимает «Цветы Мории», - сетовал Рерих, - но всё-таки чувствует, что есть какое-то внутреннее значение».
   
   Внутренний компас героя стихов сориентирован на фигуру Учителя, которая является магнитом, притягивающим к себе все мысли автора. Композиция книги состоит из 4 частей, которые символизируют ступени последовательного восхождения человеческого духа к Учителю.
    Первая часть поэтической симфонии Рериха называется «Священные знаки». Вещественные приметы присутствия Учителя в нашей жизни рассеяны повсюду, однако различить их далеко не просто. Для этого требуется постоянная тренировка пристального внимания ко всему окружающему, исключающая личностный момент. Лишь тогда из тумана повседневности начнут проступать необычные знаки, и в слепом убогом нищем ты сможешь разглядеть величественную фигуру Царя духа. «Не смех, не шутка приближение к Свету», - сказано в Агни Йоге.
   
   И потому стремящийся человек должен быть готовым к самым суровым испытаниям. Это испытание толпой, это испытание щемящим чувством одиночества. Это проверка истинности устремления, которое не должны поколебать даже самые высокие земные авторитеты. Поэтому встреча лирического героя стихов с пустынником, которого так трудно найти на Земле, от которого он жаждет получить благословение, завершается неожиданно:
    «Он долго смотрел и спросил: что есть у меня самое любимое?
   - Самое дорогое? Я отвечал: «Красота».
   - Самое любимое ты должен оставить.
   - Кто заповедал это? - спросил я
   - Бог, - ответил пустынник. - Пусть накажет меня Бог, я не оставлю самое прекрасное, что нас приводит к Нему».

   
   По мере преодоления внутренних барьеров начинают расшифровываться «мудрые тайны». И человек жаждет приобщить к ним других людей, порой не считаясь с уровнем их сознания и возникает опасность профанирования великих истин невежественными толкователями. Поэтому на разглашение определенного рода информации до поры накладывается запрет. Потому в заключительной строке стиха «Священные Знаки» звучит решительное, непреклонное «Не открою» (о ларце со святыней).
   
   Прибегая к терминологии Н.К. Рериха, следующий цикл - «Благословенному» - можно определить как сюиту пробуждающегося человеческого духа. Недаром наподобие сигнальной трубы, прорезается властная интонация стихов: - «Встань, друг. Получена весть. Закончен твой отдых».
   
   Предчувствие сменяется твердой уверенностью: - «Сейчас я узнал, где хранится один из знаков священных».
   
   Автор подводит итоги прежнего подготовительного этапа жизни и заявляет о решительном разрыве с прошлым и его иллюзиями: - «Все, что было моим, я оставил. Вещи и все, что было у меня, я отдаю добровольно».
   
   Новый этап жизни несет с собой и новое понимание ее, поскольку присутствие Учителя является непременным и четко осязаемым фактором каждого дня. И наступает он лишь тогда, когда ученик в полной мере разделяет труд своего Учителя: - «Начатую работу Ты мне оставил, Ты пожелал, чтоб я ее продолжил».
   
   Сюиту «Благословенному» с начала и до конца пронизывает нота радости: - «Ты богат, мой дух. К тебе приходит знанье. Знамя света над тобою блещет! Веселися!».
   
   Рерих убежден, что любое несчастье можно лечить улыбкой. Улыбкой всепроникающего сострадания. В этой связи он любил повторять изречение Христа: «Радость есть особая мудрость». (Это выражение часто упоминается в книгах Учения.)
   Если во второй части книги «Цветы Мории» ученик обращается к Учителю, то в третьей все обстоит наоборот. Учитель обращается к ученику, который в своем внутреннем предстоянии перед Учителем ощущает себя ребенком. Каковы же духовные уроки Учителя, собранные под общим адресом: «Мальчику»?
   Это урок, предостерегающий от ядовитого воздействия древнейшего и упорнейшего из наших инстинктов - инстинкта собственности: «Если кто уцелел от людей, то против вещей он безсилен».
   Это урок любви и сострадания ко всему живущему на Земле, ибо все связано едиными и кровными нитями, о чем говорится в стихотворении «Не убить»:
    «Мальчик жука умертвил. Узнать его он хотел.
   Мальчик птичку убил, чтобы ее рассмотреть.
   Мальчик зверя убил только для знания.
    Мальчик спросил: может ли он для добра и для знания убить человека?».

   
   Отсюда - максималистская постановка вопроса: «Если ты умертвил жука, птицу и зверя, почему тебе и людей не убить?».
   
   3) Следующий урок - это урок преображения сознания, безнадежно отстающего от стремительного развития событий: «Смотри, пока мы говорили, кругом уже все изменилось. Ново все. То, что нам угрожало, нас теперь призывает. Звавшее нас ушло без возврата. Мы сами стали другими, над нами и небо иное. И ветер иной. Солнца лучи сияют иначе». Необходима коренная перестройка мышления. Суть ее сводится к простой вещи: «Брат, покинем все, что меняется быстро. Иначе мы не успеем подумать о том, что для всех неизменно. Подумать о Вечном».
   В стихотворной сюите «Мальчику» явственно слышится героическая тема. В битве, где невидимый фронт подчас важнее видимого, тот, кого именуют мальчиком, должен обрести качества воина. И главный завет духовной «науки побеждать», который ему предстоит усвоить, - не уклоняться от опасности, а идти ей навстречу: «Не беги от волны, милый мальчик. Побежишь - разобьет, опрокинет. Но к волне обернись, наклонися и прими ее твердой душою».
   Исход битвы заранее предрешен. Потому, что в глобальном сражении в его решающий момент предусмотрено участие Учителя: «Знаю, мальчик, что биться час мой теперь наступает».
    Заключительная часть книги выполняет функцию своеобразного моста между стихами Николая Константиновича и текстами Учения «Живой Этики». Поэма «Наставление Ловцу, входящему в лес» была написана тогда, когда уже формировалась первая книга Учения и когда Рерих вошел в непосредственный контакт с Учителем. В 1920 году Николай Константинович поехал на открытие выставки в Чикаго. В вагоне по пути на выставку ему была дана эта поэма. Небольшое вступление в поэму подчеркивает неразрывное единство духовных начал Запада и Востока: «Дал ли Рерих из России - примите. Дал ли Аллал-Минг - Шри-Ишвара из Тибета - примите. Я - С НИМ».
   Поэма носит все черты программного произведения. «Мальчик» вырос и возмужал. Он стал соратником и помощником Учителя. Не случайно его уподобляют Ловцу, как бы выявляя его миссию, связанную с утверждением духовного Учения новой эры - провозвестия Майтрейи (Живой Этики). Человеческий дух на путях восхождения к Учителю претерпел качественные изменения. Если раньше он нуждался в специальном призыве, то теперь можно быть уверенным, что он созрел для действия: «В час восхода я уже найду тебя бодрствующего». Яростным атакам темных теперь противополагается выработанная Учителем тактика и стратегия активного боя: «...из преследуемого сделайся ты нападающим. Как сильны нападающие и как бедны оправдывающиеся. Оставь защищаться другим. Ты нападай». Как и прежде, тайна подстерегает человека на каждом повороте пути, но теперь Безпредельность не устрашит его дух, ощутивший дыхание истины.
   Впервые Учитель раскрывает свою космическую принадлежность: «...из области Солнца говорю с тобою. Твой друг и наставник и спутник». Впоследствии эта тема получит свое полнокровное развитие на страницах Учения Агни-Йоги.
   
   В завершении вернемся к началу, чтобы вспомнить эпиграф, предваряющий всю книгу стихов:
    «Поверх всяких России есть одна незабываемая Россия.
   Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь.
    Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса».

   
   Несомненно, что здесь есть ключевое слово, к которому, как к магниту, тяготеет вся поэзия возвышенных строк эпиграфа. Это слово - Россия. Ибо Россия для Рериха - это и есть любовь в действии, это и есть красота безкорыстного подвига во имя служения человечеству. Ибо деяния России космически значимы. И к этой России, осознающей космичность своей миссии, устремлены все мысли Рериха.
   
   Е. Филатова, г. Омск





Оставить комментарий

Поля, отмеченные символом (), являются обязательными.



Доска объявлений

Актуальная статья: "А СУДЬИ КТО". Ответ клеветникам на Рерихов. ...подробнее
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о конференции в г. Екатеринбурге 17-19 августа 2018 г. ...подробнее
В г. Усть-Кокс строится народная библиотека им. Е.И.Рерих. ...подробнее
Курсы предпринимателей-фермеров сирот ...подробнее
Сайт культурно-просветительской газеты
«Знамя Майтрейи»
приглашает всех, кто изучает Учение Агни Йоги, принять участие в его работе.
Пишите и присылайте свои заметки, статьи, рассказы на темы Учения Агни Йоги, эзотерики, культуры, образования, медицины, науки, религии. Редакция рассмотрит и лучшие будут опубликованы в газете и на сайте.
Заявки присылайте на маил редакции или оставляйте в гостевой книге.
С уважением администрация сайта

Новости сайта

16.05.2020
Обсуждение тем Агни Йоги
3440
01.04.2020
Русский ПОДВИГ
1902
26.12.2015
О новом воплощении Рериха
26955
15.04.2014
Г. ГОРЧАКОВ НЕ ТАКОЙ!
9605
04.04.2015
Проект Нового Мира (для обсуждения и дополнения)
10956
21.01.2016
Утвердиться в Основах
(сравнительный анализ Учения и "граней")
6307
20.10.2016
Как Шапошникова с помощью «граней» развалила РД
6982
31.07.2021
Обзор газеты №7 за 2021 год
136
09.05.2021
Обзор газеты №5 за 2020 год
247
27.09.2020
Обзор газеты №4 за 2020 год
802
10.09.2020
Маски и перчатки!
1371
25.07.2020
Ответ Дворникову Ю.Б (В.Н. Казанцев)
998
25.07.2020
Ответ Дворникову Ю.Б. (Мельник А.)
886
25.07.2020
О современном воплощении Н.К. Рериха (Дворников Ю.Б.)
1563
05.07.2020
Всякая ли власть от Бога?
2036
17.04.2020
Обзор газеты №3 за 2020 год
1066
15.04.2020
СРАЖАТЬСЯ НАДО
867
15.04.2020
Добро пожаловать в Средневековье.
1321
15.04.2020
Самое лучшее — детям
739
15.04.2020
Пишу письмо
862
14.04.2020
Творите добро сами.
1219
14.04.2020
Главное - применить.
963
13.04.2020
Прут в пропасть
1239
12.04.2020
«Единительный» или объединительный съезд
1258
24.03.2020
Обзор газеты №2 за 2020 год
929
19.01.2020
Обзор газеты №1 за 2020 год
1215
07.01.2020
Обзор газеты №11 за 2019 год
1076
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 6
124
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 7
123
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 8
112
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 9
126
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 10
144
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 1
130
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 2
124
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 3
126
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 4
134
22.11.2019
Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 5
117
28.10.2019
Обзор газеты №10 за 2019 год
1364
24.10.2019
Обзор газеты №9 за 2019 год
1440
10.10.2019
Обзор газеты №8 за 2019 год
1363
31.05.2016
Рерихи - патриоты России
212
31.05.2016
Н.К.Рерих - широкая известность
167
31.05.2016
Н.К.Рерих - широта его мировоззрения
193
31.05.2016
Н.К.Рерих - Шамбала
218
31.05.2016
Н.К.Рерих - "человечество ползёт..." (цитата)
199